
08:21, 23 квітня 2019 р.
Как винницкие историки и реконструкторы "воссоздали" ставку Гитлера (фото)

К годовщине освобождения Винницы от немецких оккупантов в павильоне Историко-мемориального комплекса памяти жертв нацизма презентовали схему-макет "Ставка "Вервольф" 1942-1944 годы". Каким был процесс ее создания и как искали информацию об объектах на ставке, узнала корреспондент Depo.Винница.

i0ZwrX4q3C93ZW42rKuiCJMapu7OvKf1rNQHQ8RW.jpeg
По словам директора комплекса Сергея Гареника, работа по поиску и сбору информации о ставке и объектах на ее территории началась сразу после создания музея под открытым небом в 2011 году.

PR1oJ94YGZNG6QbP5XCmFg3ipbYEm4aXIHo2YQYY.jpeg
Основой для макета, работа над которым в общем длилась пять месяцев, стали документы, которые были в распоряжении винницких историков: архивные материалы СБУ, некоторые дела Вервольфа, которые удалось разыскать в Российском государственном военном архиве. Еще одним источником информации стали фотографии, которые передал бельгийский исследователь "Вервольфа" Мартин Богарт.

Vfzho4Bt0jbXkTctVYJlGF5aaFsqxU1c6DFyX6Bb.jpeg
"Мы работали с материалами, которые уже были – книгой Ивана Загороднего, Аркадия Ярового. В доступе была справка оперативной группы Рогатнева, которая обследовала ставку после уничтожения ее немцами. Эта справка была долгое время засекречена", – рассказывает директор музея Сергей Гареник.

KxZxwijAUk6BafFKarp3rFKBNB7gwZcXy65gkVcN.jpeg
По его словам, документ должны дополнять 138 фотографий, о чем свидетельствуют надписи после абзацев: "фото 1-5", "фото 7-10". "Но у нас в распоряжении только десяток фотографий, которые были отсняты группой советских военных, обследовавших ставку. Есть мнение, что альбом с фотографиями хранится в РФ в архивах", – говорит директор комплекса.

duNuTL1bMgIVJue3IaRbvivc6eBHV0PJPGlKxn7a.jpeg
Исследователям удалось пообщаться с тремя местными старожилами, которых в период оккупации привлекали к работам на ставке. Их воспоминания совпали с тем, что было зафиксировано в документах. "Мы им показывали фотографии деревянных домов и спрашивали, такими ли они были. Они подтверждали, что такими", – рассказывает Сергей Гареник.

FeT69Z8kLgeTPhybaHRDwi8eOgkhPlEtA8lmmHJp.jpeg

ACsUjKI7wyOKRkNbvtnL93VoE7PNDIgsB8Pbz1Rr.jpeg
Еще один этап работы – поиск фундаментов домов, которые располагались на территории ставки. Была проведена топографическая съемка. Карта накладывалась на территорию ставки и все дома были размещены согласно найденных фундаментов и результатов съемки.
По словам Дмитрия Ветошкина, руководителя общественной организации "Центр визуальных проектов", специалисты которой осуществили печать в формате 3D, некоторые вопросы оставались спорными. Например, наличие или отсутствие на территории ставки часовни.

vIl6WLGL1iuYmOv89gZLdtXJ2mr1HThHTXFK7cKX.jpeg
"Рогатнев пишет, что была. А Мартин Богарт писал, что нет. Поэтому решили часовню создать, а если будут найдены документы, которые убедят в ее отсутствии, – заберем", – говорит Ветошкин.

N0Blg0CavlkQhfSgj50qgOYHhxqc6QFkMT3fzGeL.jpeg
В случаях, когда найти фундамент не удавалось, был применен принцип аналогии: здания могли быть совершенно обычными, разве что конфигурация домов, в которых жило руководство, было немного другим. "Это был летний лагерь, а не абсолютно капитальное сооружение. "Вервольф" был построен из-за необходимости блицкрига, в декабре 1941 года, когда были достаточно удачные наступательные операции, и нужна была ставка", – объясняет Дмитрий Ветошкин.
После того как был решен вопрос относительно объектов, которые должны быть показаны, и местах их расположения, возникла дискуссия относительно масштаба макета. Несмотря не небольшой размер экспозиционного помещения мемориального комплекса, его было решено применить 1:500.

4objyfmL0dXaqe3QxZbZ26AKZsRrw8FJRlbF9kNh.jpeg

k32pTq0apW2wqs2NcrEPHyKW382lNptPxAXVg6Wi.jpeg
Однако при этом возникла проблема, ведь изготовленные в таком масштабе объекты были бы высотой всего 1,5 см. Помогло решить задачу, как не странно, отсутствие схем и чертежей реальных объектов, на основании которых должен был делаться макет. "Было решено, что мы делаем именно схему-макет, а следовательно, можем отойти от любых условностей относительно масштаба. Поэтому было принято решение воссоздать ландшафт в 500-м масштабе, а сами домики и другие объекты в 200-м – исключительно для удобства посетителей", – рассказывает Дмитрий Ветошкин.

kCl3mmYRASlT9ijdIOOJxraNErOyWUamqyPyZpgE.jpeg
Печать объектов макета длилась 1,5 месяца. Работы обошлись в сумму 60 тыс. гривен и были профинансированы киевским предпринимателем винницкого происхождения Денисом Глинчевским. Сама идея создания макета принадлежит винницкому реконструктору Виталию Головеньку.
"Этот макет в первую очередь сделан для того, чтобы выяснить, что не так. Если кто-то скажет, что что-то не так, и докажет это, – мы внесем изменения. Но пока что никаких замечаний не прозвучало", – говорит Дмитрий Ветошкин. По его словам, это подтверждает мнение о том, что количество документальных источников о "Вервольфе", к которым можно апеллировать, достаточно ограничены.
Вскоре макет накроют прозрачным колпаком, чтобы его миниатюрные детали не повредились во время экскурсий.

H0avXifpIoM1IAe4FB4cyQQLvxm51Fqmn59hbRy5.jpeg

cjA4DcwBhFuzgDPuPWMUB5gmYvRnITtej38EDzCU.jpeg

7ghSmSKK2R0Pw5c7BKK5XYyiu1cucWJQit0b4xJ5.jpeg

eQLkzaSfdoX855obWJZ4u5VbM5QdgkAj5vNEnjR9.jpeg

s1xTOBgpBOiMLSL65VM1jHru0wyrBXoAoSTHKubO.jpeg
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Останні новини
Міфи та правда про Коліївщину: що приховують історичні джерела?
Новини компаній
17:00
17:19
16 березня
Оголошення
09:46, 16 березня
09:32, 7 березня
09:46, 16 березня
09:31, 7 березня
09:46, 16 березня
live comments feed...
Коментарі