О незаконности беспричинных остановок сказано уже немало. Прежде всего, они нарушают требования ст. 33 Конституции Украины, гарантирующей право граждан на свободу передвижения.
И исключение здесь могут составлять лишь случаи, установленные законом. Эти случаи оговорены в пункте 21 ст. 11 Закона «О милиции», который дает работникам ГАИ право останавливать транспортные средства только: при нарушении водителем правил дорожного движения; при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства или загрязнении им окружающей среды; а также при наличии данных о том, что оно используется с противоправной целью. Что же касается проверки документов, то она, в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона «О милиции», допускается лишь при подозрении в совершении правонарушений.
В то же время, работники ГАИ руководствуются в своей работе ведомственной инструкцией, утвержденной приказом №111 от 27.03.2009 г., которая, в дополнение к законным причинам для остановки вводит такое понятие, как «основание для остановки», ни одним законом не предусмотренное. И оснований таких придумано множество. Например, это могут быть операции «проверка документов» или «отработка города», либо подозрение гаишника, что водитель неуверенно управляет автомобилем.
При этом беспричинные остановки противоправны не только потому, что нарушают права граждан на свободу передвижения, и не только потому, что главной их задачей являются поборы с водителей. Они, как это ни странно, на первый взгляд, нарушают и права граждан на безопасные условия дорожного движения, предусмотренные ст. 14 Закона «О дорожном движении».
Более того, во время таких остановок инспектора ГАИ, «спровоцированные» законными вопросами водителей о правомерности их действий, нередко совершают преступления, хорошо известные по роликам, снятым при помощи видеорегистраторов и размещенным в интернете.
Результатами этого являются массовые увольнения как инспекторов ГАИ, работающих не по законам, а «по понятиям», так и их руководителей. В частности, за незаконные действия инспекторов ГАИ работы уже лишились руководители областных управлений ГАИ Винницкой и Хмельницкой областей, заместители начальников УГАИ Херсонской и Киевской областей, а также командиры отдельных подразделений дорожно-патрульной службы в Ивано-Франковской, Житомирской и Киевской областях.
Всевозможные меры для борьбы с правовым беспределом со стороны ГАИ предпринимают и водители. В частности, представители общественного проекта «Дорожный контроль» обратились в суд с требованием признать незаконными положения приказа №111, противоречащие Конституции и Закону «О милиции».
Напомню, в сентябре Окружной административный суд города Киева в удовлетворении данного иска отказал. Аналогичное решение принял в начале февраля и Апелляционный суд. В качестве третьей стороны на процессе были привлечены представители МВД, а также ДГАИ и минюста.
Теперь «Дорожный контроль» подготовил кассационную жалобу в Высший административный суд Украины, где уже пять судей должны поставить точку в данном вопросе и отменить противозаконные положения инструкции, утвержденной приказом №111. Ожидается, что свое решение по беспричинным остановкам Верховный суд вынесет в апреле-мае.
Одновременно готовится всеукраинская акция водителей по сбору подписей под письмом министру внутренних дел Анатолию Могилеву с требованием отменить незаконные положения приказа №111. Если же это не принесет результата, соответствующее письмо будет направлено уже Президенту Украины, в котором водители будут требовать не только защитить их права, гарантированные конституцией, но принять кадровые решения по тем должностным лицам, которые эти права нарушают.