Учебные заведения Стрижавки, Агрономического, Бохоники, Мизяковских Хуторов и Стадницы — всего пяти сел Винницкого района — активно работают в проекте «Зеленая школа». Его цель — научить школьников сортировать мусор и зарабатывать на этом дополнительные средства.
Пока лучший и найдовготривалиший опыт в проекте должна Стрижавский лицей. За прошлый год его воспитанники «собрали» мусора почти на 9 тысяч гривен. 50% средств, полученных от сдачи вторичного сырья, школа потратила на награждении ценными подарками самых активных детей, за остальные деньги закупили необходимый инвентарь. Что покупать «экологических» деньги, решают сами дети.
Сельские школы были выбраны для участия в проекте из-за того, что именно в селах существует большое количество нелегальных свалок, и при этом большинство жителей сел не знает, как правильно сортировать отходы. Сейчас дети-участники проекта уже знают, что 40 — 50% мусора, который выбрасывается, подлежит повторной переработке и может приносить доход. Причем мы не просто учим детей сортировать мусор, а «сотрудничать» с природой, — отмечает куратор проекта Лариса Степанец. — Поощрить учеников сортировать мусор — не так уж и трудно. Главное — правильно их мотивировать. Мы говорили: «Если хотите купить настольную игру или теннисный стол, то заработайте на это средства. Кто принесет больше всего — получит приз!» Дети активные и азартные. И если сначала мусор они носили котомками, то теперь родители привозят на машинах даже тракторцями. И это еще один воспитательный момент, потому екосвидомими становятся не только дети, но и взрослые.
Алгоритм «Зеленой школы» прост, говорит учитель истории и правоведения, а по совместительству координатор проекта в Стрижавскому лицее Людмила Мазай. Самое сложное — найти средства на приобретение контейнеров для сортировки мусора.
Деньги на контейнеры собирали спильнокоштом на краудфандинговий платформе. Перебрасывали кто сколько может, привлекали неравнодушных. Теперь на каждом этаже общеобразовательного учреждения должны баки для разных видов мусора. Очередные дети, которые убирают кабинеты после занятий, выносят мусор сразу сортируют его в коридоре. Как-то случился у нас показательный случай. Лицей принимал семинар директоров, и когда руководители школ вышли из аудиторий и увидели, что наши дети сортируют мусор, то начали снимать этот процесс себе на телефоны. Хотя для нас — это уже не новинка, а привычное явление, — комментирует Людмила Мазай. — в Течение действия проекта за полученные средства лицей приобрел четыре больших и два маленьких теннисных столы. В прошлом году дети решили купить мощную мясорубку для кухни, так любят котлеты — рыбные и мясные. Также немало средств было потрачено на заправку картриджей, лампы для проекторов, канцелярские принадлежности и тому подобное. Периодически дети передавали средства волонтерам. В общем, если так в среднем посчитать, то в год дети, собирая мусор, получают от 10 до 13 тысяч — сумма для школьной копилки солидная, тем более, что это деньги, заработанные из мусора.
Несмотря на то, что Юлия Диденко учится только в 5-Б классе Стрижавского лицея, она уже хорошо знает не только как надо сортировать мусор, но и как можно заработать на нем как можно больше денег. По итогам прошлого учебного года девочка стала победителем в школьном конкурсе по сбору вторичного сырья. Она принесла в школу 37 кг бумаги, 3 кг пластика и 108 (!) кг стекла.
Чистый пластик дороже грязный, крышечка дороже пластиковую бутылку, а белое и синее стекло дороже зеленое и коричневое, — делится секретами Юлия. — Сортировать мусор легко, а иногда даже весело, особенно когда учителя «приправляют» обычный сбор мусора играми, конкурсами или интересными акциями. Больше всего запомнилась мне «Меняю батарейку на конфету», во время которой мы приносили в школу отработанные батарейки, а взамен получали за каждую конфету. Я собрала все использованные батарейки у себя дома, у бабушки и даже к соседям ходила. Было весело и сладко, а главное — мы уберегли природу от вредных веществ.
Директор Винницкого районного методического центра учреждений образования Елена Наскальная убеждает, что желающих присоединиться к проекту каждый год становится все больше. Ведь польза от «Зеленой школы» двойная — поучительная и материальная.
Школа — это идеальная площадка для внедрения экологического образования, — утверждает Елена Наскальная. — К сожалению, нас, учителей, не учили, как правильно сортировать мусор, не было методичек или семинаров по этой теме. И хорошо, что сейчас есть команда неравнодушных и активных винничан, которые проводят для детей дополнительные уроки экологии. На них школьники узнают, почему в природе вредит выброшенный на улицу мусор, что такое «разумное потребление», как и зачем сортировать мусор. Вместе с детьми учатся и взрослые. Проект полезен и показателен. Каждая школа при желании может попробовать и убедиться в его эффективности. Желающих присоединиться становится все больше.
Тем, кто хочет ввести «Зеленую школу» в своем заведении, кураторы винницкого проекта советуют начать с поиска партнеров, в частности предпринимателей, специализирующихся на сборе вторичного сырья, имеют свой транспорт и контейнеры для сбора мусора. Ведь вполне возможна ситуация, что учебное заведение расположено далеко от города или районного центра и таких предприятий рядом не будет. Тогда придется искать другие пути реализации идеи.
Олеся Шуткевич, День